Бюстгальтер - история и современность! Часть 1.
Этот интимный предмет дамского гардероба имеет очень интересную историю!
А началось все, как водится, в давние незапамятные времена. Уже тогда у женщин многих первобытных племен в ходу были так называемые нагрудные повязки — из полос кожи или примитивной ткани.
В период античности прообразы бюстгальтера не сильно изменились. Так в Древнем Египте плотная и широкая льняная лента была частью повседневной одежды как знатных, так и простых египтянок. Похожие повязки, поддерживавшие грудь носили под туниками и в Древней Элладе. Римлянки носили под хитонами кожаные строфии — нечто среднее, подчеркивавшее не только бюст, но и талию.
С приходом Средних веков этот предмет практически напрочь исчез из обихода. Ему на смену пришел тяжелый корсет, представляющий собой сложную конструкцию, включающую различные ухищрения в виде металлических вставок, шнуровки, крючков и петель. Самостоятельно одеть это громоздкое сооружение дамы не могли, требовалась помощь служанок. Затягивались в него зачастую настолько плотно, что нередко падали в обморок.
Особого упоминания стоит мода испанского королевского двора, где верхом красоты и благочестия считалась плоская грудь. Дабы достичь желаемого идеала несчастных инфант с самого детства упаковывали в корсеты со свинцовыми пластинами где надо. Прибавьте сюда еще и деформацию внутренних органов в результате постоянного сжатия...
В общем, дикость! Великий инквизитор Торквемада одобряет!
Что же касается простолюдинок, то они либо вовсе не заморачивались, либо ограничивались нижней рубахой. Времена были тяжелые!
В позднем Средневековье тяжелые металлические приспособления тугих корсетов были заменены на более легкие пластины из китового уса.
Сведения о первом бюстгальтере датируются 1887 годом. Появился он в Англии, под названием «приспособление для улучшения формы груди». По форме напоминал два чайных ситечка и по сравнению с корсетом был гораздо менее громоздким.
Похожие конструкции были запатентованы в 1889-м году во Франции, а в 1895-м в Германии. Однако корсет все еще не спешил сдавать свои позиции.
В 1903 году врач Академии медицины славного города Парижа некая Гош Саро, видимо устав от каждодневной изнурительной процедуры, а, может, и по каким другим причинам, в одно прекрасное утро поступила радикальным образом — взяла и разрезала ненавистный предмет нижнего гардероба пополам. Из получившихся двух частей верхняя получила название, собственно, бюстгальтер, а нижняя стала называться просто поясом.
Предположительно, именно он и стал прообразом будущего пояса для чулков. Но это не точно, да и не о нем сейчас речь!
Кстати говоря, это странное слово «бюстальтер» пришло к нам именно из немецкого языка. В оригинале «Bustenhalter», состоит из двух слов: «Buste» - «женская грудь» и «Halter» - «держатель». Все просто и конкретно — ну, немцы же, что вы хотели!?
Да, и не менее распространенный аналог - «лифчик» - тоже, ни много, ни мало, всего лишь уменьшительная форма, образованная от нидерландского «lijf», что означает «корпус». «Лифом» называлась верхняя часть женского платья, облегающая стан, то есть грудь и спину.
Как-то так!
И вот свершилось! В 1914 году жительница Нью-Йорка Мэри Фелпс Джейкобс получила приглашение на торжественное общественное мероприятие. К выходу в свет дама заказала потрясающее вечернее платье с открытой спиной. Но, когда готовое платье было доставлено, американская Маша вдруг поняла, что она здорово ло.... промахнулась. Дело в том, что под платье совершенно никак не было возможности одеть корсет. И фасон не тот, да и вырез на спине опять же.
Не долго думая, госпожа Джейкобс призвала на помощь свою служанку, по принципу «одна голова хорошо, а две уже некрасиво!»
Шутка!
На самом деле, это был прорыв. Креативные дамочки быстренько соорудили из двух эластичных лент и парочки платков нечто, что вполне себе заменило пресловутый корсет. Джейкобс отправилась на раут, где произвела настоящий фурор. Подруги наперебой расхваливали ее внешний вид, мужчины осыпали комплиментами. Позже, рассказав наиболее близким подружкам о своем изобретении, Мэри вызвала прямо-таки волну интереса к нововведению. Еще бы — так называемый «бесспинный корсет» был удобен, позволял свободно двигаться. И главное, его можно было одеть под самые смелые наряды.
Неудивительно, что на госпожу Джейкобс посыпались заказы.
Почуяв возможность заработать, девушка попыталась запустить свое дело. Ее изделия продавались по маркой «Caresse Crosby». Но, увы, она оказалась больше изобретателем, чем предпринимателем. Точно не известно, что именно, но что-то пошло не так. В итоге, через какое-то время Джейкобс продала права на производство бюстгальтеров неким братьям Уорнерам — дельцам из штата Коннектикут.
За право шить и продавать лифчики Мэри запросила 1500 долларов, что, если пересчитать на современные деньги составляет около 20 тысяч зеленых американских президентов.
Уорнеры не прогадали — только за первые тридцать лет производства и продаж они выручили 15 миллионов.
Пойдем дальше!
В 1920-х годах в моде были худощавые женщины с практически незаметными формами. На волне революционных преобразований и борьбы за свои права они стремились добиться едва ли не полного внешнего сходства с мужчинами. Как следствие, короткие стрижки, крепкие папиросы и плоская грудь — эталонные идеалы того времени. Соответственно, и бюстгальтеры шились с расчетом уменьшения, хотя бы зрительного.
Однако уже в 30-е годы эта тенденция стала меняться в пользу дам с более заметными округлостями. Здесь следует упомянуть эмигрировавшую в США из России Иду Розенталь, которая на пару с мужем организовала компанию «Maidenform». Успешное предприятие специализировалось на производстве бюстгальтеров с чашечками разных размеров, снабженная их эластичными бретельками.
Примерно с 1935 года были придуманы новые формы лифчиков, был налажен выпуск моделей с чашечками четырех основных размеров: A, B, C и D. В 1942-м году фирма «Maidenform» впервые выпустила две новинки: с регулируемыми бретельками и бюстгальтеры для кормящих.
В этом же году была запатентована ставшая впоследствии эталонной застежка на спине. Она представляла из себя небольшой крючок и несколько петель, нашитых одна за другой. Это позволяло регулировать длину бюстгальтера.
До сороковых годов прошлого века основой для изготовления лифчиков служили натуральные ткани. Но начало Второй мировой войны существенно сократило ресурсы. Шелк, хлопок, лен и резинки ушли на другие нужды. Поэтому производители были вынуждены обратить внимание на синтетические аналоги, в частности, на изобретенный еще в 1938-м нейлон.
В 50-е годы снова возвращается мода на женственность. Достаточно вспомнить знаменитых актрис — Мерлин Монро, Брижит Бардо, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида и прочие. Все они отличались округлыми формами. А фотографии и фильмы, где они предстают в соблазнительном нижнем белье мало кого оставят равнодушным.
Конечно, советские актрисы себе такого не позволяли, но достаточно посмотреть на Любовь Орлову, Изольду Извицкую, Тамару Макарову и других, чтобы понять, что внешне они ничем не уступали зарубежным коллегам.
Увы, советская швейная промышленность выпускала достаточно однотипные бюстгальтеры, руководствуясь скорее принципом практичности, нежели привлекательности. Поэтому, эксклюзив шился чаще всего индивидуально на дому, либо заказывался у частников. И лишь после Московского фестиваля молодежи и студентов в 1957 году, благодаря министру культуры СССР Екатерине Фурцевой на очередном съезда Политбюро ЦК было принято решение о пересмотре стандартов и послаблении подхода к внешнему виду изделий.
Но вернемся к общемировой тенденции.
К сожалению, не все девушки могут похвалиться природными достоинствами. Но и тут производители бюстгальтеров пришли им на выручку. Нововведение, получившее негласное название «рыбка», представлявшее собой поролоновые вставки овальной формы, позволяло тем, кого природа обделила пышными формами, добавить немного объема в области декольте.
Еще одним заметным — в полном смысле — типом популярного в те времена бюстгальтера была так называемая «пуля». Способствовали этому героини модных в те времена комиксов пинап. Сам же предмет гардероба имел характерные конусовидные чашечки и круглый шов. Иногда внутрь подкладывали специальные вставки.
Одевали эту «пулю» под обтягивающий свитер.
Выглядело это, гм... ну, неоднозначно!
Но, что не сделаешь ради того, чтобы выглядеть модно! Вот и дефилировали по улицам американских городов девушки, которых за глаза называли «Sweater Girl».
Кстати, подобный бюстгальтер можно увидеть в фильме «Афоня», где главный герой, в исполнении Леонида Куравлева, знакомится на танцплощадке с некоей дамой. Судя по всему, у дамы под одеждой та самая «пуля».
В общем, кто не смотрел, посмотрите. Фильм замечательный! И замечателен не только этим эпизодом!
Продолжение следует: Бюстгальтер - история и современность! Часть 2.